Как-то в 1960 году мэр родного города Сальвадора Дали попросил художника подарить местному музею одну из своих картин. Мастер был настолько щедр, что с барского плеча пожаловал каталонскому Фигерасу целый музей. Да не простой, а с изюминкой: странный, абсурдный и анекдотичный – впрочем, как и все, что делал Дали.
По правде сказать, Фигерас – не то место, где туристу стоит задерживаться надолго. Самая главная достопримечательность города, которая из года в год притягивает сюда толпы посетителей, – это театр-музей Сальвадора Дали. Строили его 14 лет под руководством самого мастера и по его эскизам на месте старого разрушенного театра. То, что получилось в результате, мало смахивает на музей в привычном понимании. Это действительно театр, в котором Дали, пусть уже много лет как почивший, играет с умами его посетителей. Он не просто подарил зданию новую жизнь, но воссоздал в нем свою собственную атмосферу: вселенную абсурда, сотканную из сновидений, кошмаров и галлюцинаций. Что ж, давайте вместе ненадолго погрузимся в мир бессознательного.
Музей снаружи
Играть с умами посетителей музея безумный гений начинает еще до того, как они попадают внутрь. Проскочить музей Дали невозможно: большое красное здание с башней, круглым стеклянным куполом, странными желтыми декоративными элементами и гигантскими яйцами на крыше отчетливо контрастирует с прочими архитектурными сооружениями Фигераса.
Стеклянный сферический купол – важный элемент театра-музея. Сам Дали отводил ему главную роль во внешнем облике здания. Стеклянная сфера должна была символизировать веру художника в существование других миров и как бы намекать, что внутри тоже создан хоть и маленький, но чарующий и необычный мир сюрреализма. Так уж вышло, что купол, помимо прочего, стал еще и символом города.
Многие туристы задаются вопросом, что это за золотисто-желтые непонятные толстячки, так четко контрастирующие с темно-красными стенами здания театра-музея? На самом деле это памятники обычным хлебным булочкам, которые сюрреалистических дел мастер просто обожал. А как вы собираетесь прославить свой любимый шоколадный кекс или ромовую бабу?
Над входом в музей Дали на балкончике можно увидеть причудливую компанию: парень в скафандре и женщины с костылями и батонами на голове. Что хотел сказать этим Дали? Ох, если мы так будем останавливаться на каждом его экспонате… Любая композиция в музее имеет очень глубокий и заковыристый смысл (хотя сразу и не скажешь). Поэтому в данном случае остановимся только на скафандре. Тем более, что с ним связана довольно интересная история.
Сальвадора Дали можно назвать гениальным самопиарщиком. Чего он только не делал, чтобы выделиться из толпы и подкинуть простым смертным темку для обсуждения. Так, на свое выступление, организованное Международной выставкой сюрреализма в Париже, он явился в скафандре. Костюмчик был новехонький, рабочий, хоть сразу после лекции – в океан на рыбок смотреть. Гала представила лектора и удалилась из аудитории, закрыв за собой дверь и случайно прищемив шланг подачи кислорода. Мастер эпатажа только начал было что-то рассказывать, как вдруг закричал на всю аудиторию: «Воздуха, воздуха!» Публика, которая, в общем-то, знала, кто перед ней, принялась аплодировать. «Мне нечем дышать!» – истерично вопил Дали в закрепленный внутри скафандра микрофон и потешно размахивал руками. Аудитория в это время рыдала от хохота и сбивала в кровь ладошки. Скафандр, который чуть не погубил Дали, его же и спас. Когда мастер упал, костюм для глубоководного плавания издал такой оглушительный грохот, что Гала вбежала в аудиторию, узнать, что случилось. С этого момента желтый скафандр для Дали означал ни что иное, как «вторую жизнь». Ах, да, и еще это намек на погружение в подсознательное, конечно же…
Внутренний дворик
Что ж, давайте погружаться. Первым делом посетители театра-музея попадают во внутренний дворик. По задумке мастера, в этом месте должна кружиться голова. И хотя при мне в обморок здесь никто не падал, определенный эффект давления все же присутствует. Его создают уходящие высоко вверх округлые стены с симметричными нишами, заполненными золотыми фигурами. То ли это образы Галы, то ли женщин в целом, то ли это просто манекены, покрашенные золотой краской… С Дали никогда нельзя быть точно уверенным.
В центре дворика находится композиция «Дождливый кадиллак» – машина, внутри которой можно вызвать ливень. Как-то раз Дали ехал по Парижу в такси, на улице шел дождь, и художнику вдруг пришла в голову неожиданная мысль: «Почему дождь идет снаружи, а не внутри?» (Теперь вы понимаете, почему его называют гением?) В своем театре-музее он исправил ситуацию. Пожалуйста, вот вам кадиллак, внутри которого растет зелень и может идти дождь, если кинуть в чудо-аппарат 1 евро. Вот ведь ушлый товарищ этот Дали: даже после смерти умудряется зарабатывать монетку за свои изысканные фокусы. Кстати, это не единственное интерактивное развлечение в музее, так что, для посещения сего места стоит отложить пару евриков.
К сожалению, «Дождливое такси» сфотографировать не вышло. Его заслоняли любители Инстаграма, то и дело орущие со всех сторон: «Сережа, смотри, как я экзотично распласталась на кадиллаке! Снимай же меня скорее! И со всех возможных ракурсов!» Зато «Великая Эсфирь», стоящая на крыше авто и тянущая за собой колонну из шин, в кадр попала. Вот эта утонченная и грациозная барышня.
Над ней располагается желтая лодка, с которой свисают капли воды, сделанные из… Случалось ли вам в детстве делать водные бомбочки? Ну, тут, собственно, тот же принцип. На одной из таких лодок Гала любила уплывать от художника на неопределенный срок. Бог знает, чем она в это время занималась и с кем, так что определенный символизм в этом элементе есть.
Завершает картину зонтик над лодкой, который закрывается, когда в машине начинается дождь. Но это только начало, дальше будет еще интереснее: мы переходим в здание музея с его замысловатыми коридорами, бесконечными лестницами и запутанными залами-лабиринтами.