Сальвадор Дали хотел создать такой музей, попадая в который, каждый посетитель чувствовал бы себя немного безумным, потерявшимся и оторванным от реальности. Хотел – и создал. Зайдя в большой холл сюрреалистических лабиринтов Дали, сразу и не знаешь, куда идти. А все потому, что внутри уже не действуют привычные всем законы. Например, пожелал мастер, чтобы здание, снаружи кажущееся трехэтажным, внутри стало пятиэтажкой – и пожалуйста. И это при том, что главный холл музея – просторнейшее помещение, наполненное светом и воздухом.
Что особенно привлекает в большом холле, так это необычная картина с девушкой, состоящая из квадратов разных оттенков. Полотно называется «Обнаженная Гала, смотрящая на море». Сегодня, в век компьютерных технологий, никому не нужно объяснять, что такое пиксели. Однако во времена Дали понятия пиксель-арт (вид цифрового искусства, когда художник рисует по клеточкам) еще не существовало. Но разве это преграда для настоящего гения? Ему ничего не стоило его изобрести. Так Сальвадор Дали стал первым, кто использовал цифровой метод в изобразительном искусстве.
Однако не только в этом вся соль картины. Вблизи это действительно Гала, а перед ней действительно море. А вот издалека… Да, да, это – Авраам Линкольн – 16-й президент США (ну, тот парень, который еще на пятерке долларов изображен). Вот только увидеть Линкольна можно лишь с далекого расстояния, поэтому посетители сначала замечают только Галу. Но чтобы не искать нужный ракурс, можно пойти на хитрость: достаточно посмотреть на полотно через объектив фотоаппарата или камеры, и вуаля – на вас с портрета смотрит старый добрый Авраам.
В главном зале музея много всего интересного, поэтому все в основном смотрят по сторонам или на знаменитый купол, а надо бы еще не забыть смотреть под ноги. Прямо в центре павильона находится… могила хозяина. Ее местоположение можно обнаружить по плитке другого оттенка. Да-да, Сальвадор Дали похоронен прямо здесь. Как правило, в большом зале театра-музея часто бывает много людей, поэтому плиту под ногами никто не замечает.
Вы спросите, нормально ли это, что люди вот так вот просто изо дня в день бродят по мощам известного художника? Вроде бы да. Дали сам пожелал, чтобы его похоронили здесь. Да и вообще, очень сложно говорить о понятии «нормальности», когда находишься в гостях у безумного гения. Сама крипта расположена в цокольном этаже, где также представлены ювелирные работы мастера (не забывайте, что Дали – это не только картины, но еще и скульптуры, инсталляции и ювелирные изделия). Так что спуститься туда обязательно стоит.
В небольшом и темном помещении, прощемившись между туристами, делающими снимки из категории «Смотрите, какой я модный у трупа Дали!», можно рассмотреть надгробную плиту, которая всего в нескольких строках расскажет о знаменитом человеке кое-что малоизвестное. Вы знали, что он был маркизом? Оказывается, титул был пожалован художнику уже в преклонном возрасте: король Испании решил наградить престарелого гения за его многочисленные заслуги. Вообще история с погребением Дали какая-то темная. В завещании он указывал, что желает быть похоронен в замке Побуль, вместе с Галой, но в последний момент якобы передумал и попросил мэра Фигераса оставить его тело в музее. Как там было на самом деле – неизвестно, но упокоился мэтр сюрреализма именно в своем театре.
Рассказывая о музее Дали, никак нельзя обойти стороной целую комнату-иллюзию, которая находится на первом этаже. Диван в виде губ знаком многим – его не раз копировали производители мебели, а также его снимков полно в Интернете.
Но не все знают, что это только часть большой трехмерной инсталляции, которая вместе с камином в виде носа и картинами-глазами образует портрет американской актрисы Мей Уэст.
Вот только увидеть композицию в «собранном виде» можно лишь с определенного ракурса: поднявшись по лесенке к специальной круглой линзе. Зал Мей Уэст – одно из самых популярных мест в музее Дали, поэтому здесь всегда есть очередь к верблюду, под которым эта самая линза и расположена.
Но не волнуйтесь, скучать в очереди не придется. В зале есть еще много чего интересного, главное – смотреть по сторонам, потому что Дали – в мелочах. Например, ванная комната здесь расположена в самом неожиданном месте – на потолке. Ну, а чего вы хотели – это же Дали…
На этом, пожалуй, закончим с темными комнатами и пройдемся по светлым залам музея. Говоря о Дали, нельзя не вспомнить одну из его самых известных картин с растекающимися часами. Она называется «Постоянство памяти». Гала когда-то предрекла, что никто не сможет забыть это полотно, увидев его хотя бы раз, и оказалась права. Почему-то именно «Мягкие часы», как еще называют эту картину, вспоминаются одними из первых, когда речь заходит о работах художника (а ведь это далеко не единственная картина Дали, на которой встречаются часы).
Оригинал «Постоянства памяти» находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Но разве мог музей Дали обойтись без одного из самых легендарных экспонатов? Едва ли. Именно поэтому, бродя по залам, не забудьте заглянуть в спальню художника. Вот она – всем известная картина, только здесь она представлена в форме гобелена.
Ну, и еще одну картину не обойдем стороной – «Сферическая Галатея». Да, здесь, как и на многих художественных работах Дали, изображена Гала (хотя кто в их отношениях был Пигмалионом, можно еще поспорить). Но каким способом! Лицо женщины образовано объемными сферами. Картина была написана в тот период, когда художник увлекался наукой (в особенности теорией ядерного распада). Словом, это была своего рода попытка совместить мир психологии с миром физики. Получилось… эффектно.
Продолжать рассматривать и разбирать экспонаты этого чудо-музея можно бесконечно. Вы вообще что об этом думаете? Хотели бы прогуляться по залам театра Дали?